ГНОСТИКИ.
Часть III ОПРАВДАНИЕ КАИНА
#Лужецкий #гностики #история_Церкви #христианство #античность #античная_философия
Ну а теперь давайте перейдем от шарлатанов к серьезным, крупным гностическим системам. Итак, эллины, взыскующие премудрости нашли учение Церкви, как возможный общий знаменатель для мистики, философии и культа античности. Как то, что сможет увязать три эти разрозненные вещи в некое единое непротиворечивое целое.
Но для этого учение Христа, по их мысли, необходимо было доработать. Как и Ветхий Завет иудеев. Внести в последний то, чего там не было, а именно теогонию, теомахию, астрологию – такие привычные для образованного грека, а в учение Христа, точнее, в учение о Христе еще больше гораздо более интересных вещей. Но перед тем, как я перейду к краткому описанию их учений, я сделаю еще одну заметку на полях, расскажу о еще одной интереснейшей особенности интеллектуального мира поздней античности.
Книжники того периода были пессимистами. И чем дальше, тем больше. Сначала пала их родина, точнее, родина их мысли – классическая Эллада с Сократом и Платоном, потом пал под натиском римских легионов эллинистический мир, державы соратников Великого Александра – диодохов. Но и сам Рим, pax romana, надежда всех цивилизованных людей не прочен в блеске своего имперского величия. То гражданские войны, то откровенно дурные императоры, то варвары, то еще какая напасть. Религия находится в упадке, философы нынешнего времени – жалкая пародия на исполинов прошлого, да и не только философы. Мельчает народишко. В общем, все будет плохо. Да и сейчас плохо, если присмотреться.
Можно сказать, что ученого человека той эпохи волновал не столько вопрос о происхождении мира и вопрос о его судьбе, сколько вопрос о природе зла в этом мире и отыскание способов (если они есть) противостояния этому злу.
А природа зла, как несложно догадаться, нашлась в материи.
На этом я закончу заметку на полях и перейду к краткому описанию гностических концепций, с тем, чтобы ниже разобрать их подробнее. Итак, догматический скелет гностических концепций и учений в академической среде принято видеть следующим образом. Есть Абсолютный Дух, которому противоположено все материальное. То есть, духовное и высокое не может быть материальным и наоборот. Мир материи творит не Абсолютный Дух, а божок попроще – Демиург. Творит случайно, по ошибке или же по глупости и неразвитости. Как вариант, по причине неспособности к духовному творчеству. Или же так: творение материи есть бунт Демиурга против Абсолюта. В любом из описанных случаев это ошибка или преступление. Дух же, чтобы не соприкасаться с низшим образчиком творения, то есть, с материальным миром, творит плерому, такую прокладку между собой и вот этим вот сгустком нечистоты. Плерома состоит из духов-эонов, точнее, она является совокупностью эонов.
Вот такая вот система. Цель всякого живого существа в ней – вырваться из уз материи, освободить душу из сетей всего плотского. Кстати, о душе. Там все тоже не так просто. Души (людей) бывают трех типов. Есть души низшего порядка, в которые Демиург не вдохнул ни капли божественного (как вы помните, он хоть слабенький, но бог). Они полностью материальны, ведомы лишь плотскими желаниями, мало чем отличаются от животных. Имя им гилики, то есть, телесные. Про них можно сразу забыть, они – плоть от плоти часть этого мира, как кошка, вода в ручье, камень или дерево. Есть душевные – психики, те, в которых Демиург вдохнул частицу себя. Они способны к видению света.
Но только силой воли и ценой великих подвигов. И если они очень сильно будут стараться, то смогут вырваться из мира материи, что возможно, но никак не гарантировано. Ну а есть духовные – пневматики, те, в кого вдохнул жизнь не только Демиург, но и София – эон абсолютной мудрости. Вот ради них, предопределенных к жизни с Абсолютным Духом, все и затевается. Они способны к спасению из этой юдоли скорбей. Их нужно лишь разбудить, рассказать им о великом преступлении Демиурга, которое было до начала времен, точнее, с которого времена и начались. Рассказать им об их великом предназначении. И они обязательно проснутся и станут из не знающих, спящих пневматиков знающими, то есть, гностиками.
У вас может возникнуть резонный вопрос: «А где здесь хоть что-то, связанное с христианством?» Дайте мне, уважаемый читатель минуту и вы начнете понимать всю глубину гностических глубин.
Гностический Демиург, он же Ильдабаоф (Ялдабаоф, Илда Баоф, дословно, Дитя Из Яйца) это Бог Торы, Бог Отец христианского учения. Тот самый, кто шесть дней творил мир, а на седьмой день почил от всех дел своих.
Смотрите, какая восхитительная получается в своей чудовищности схема. Гностики берут Бога Библии, но берут его с полярным знаком. «Да, - говорят они, - этот Бог сотворил мир, но кто сказал, что это было хорошо?» То есть они толкуют Библию с точностью до наоборот. Положительные Библейские персонажи оказываются отрицательными. Особенно Моисей, который увел евреев из земли высшей мудрости – Египта, где им бы обязательно рассказали всю правду.
А вот отрицательные персонажи Библии занимают у них почетное место. Такой вывод можно сделать, ознакомившись даже не с учениями, а с названиями некоторых гностических школ и сект. Смотрите, среди гностиков были школы офитов (от греческого ὄφις – змей) и нахашитов (от еврейского נחשים - змей), почитавших того самого змея, который научил Еву вкусить запретный плод. Того змея они почитали как Софию – премудрость Абсолюта, но мы то знаем за кого почитают христиане того змея. Были среди них и каиниты, которые чтили Каина, как первую жертву Демиурга. Они почитали его за то, что породив идею убийства, Каин показал всем, как можно вырваться из рук злобного творца материи, за что тот наказал его тем, что никто не должен был убивать самого Каина.
Но, самое интересное и забавное здесь то, что при этом все они выдавали себя за христиан. Да-да, вот эти почитатели Каина, Змея-искусителя и прочих малосимпатичных персонажей, считали себя ни кем иным как христианами.
И тут читатель вполне может спросить: «А за кого же они тогда почитали Христа? Или кого они почитали под этим именем?» И я, несомненно, вынужден буду ответить. Но уже не так быстро. Дело в том, что гностических сект было много, хоть они и не были слишком многочисленными. И среди них единства учения не наблюдалось. Также следует учитывать, что гностические системы характеризуются крайней сложностью и запутанностью своих учений. Еще бы, ведь они были написаны специально для неких посвященных, которые должны корпеть над разгадками этих текстов долгие годы. Но нам все равно крайне интересно за кого почитали Христа представители самых крупных и влиятельных гностических школ, ведь именно их учение впоследствии ляжет в основу учения манихеев и катаров.
Но чтобы вы, уважаемый читатель прониклись запутанностью гностических систем, а также для того, чтобы вы получили представление о том, какое место (по крайней мере в одной из этих систем) занимает Христос, я приведу обширную цитату из книги Михаила Эммануиловича Поснова «Гностицизм II-го века и победа христианства». Сам Поснов цитирует, но максимально емко, известнейший труд Иринея Лионского «Против ересей», сопровождая это цитирование превосходными комментариями. Итак:
«В главах XXX — XXXI своего труда "Против ересей" св. Ириней излагает учение "других" гностиков, как нечто уже законченное. Систему этих гностиков Ириней уже самостоятельно изучил и представляет следующим образом: в глубине обитает первый свет, называемый также "отцом всего" и "первым человеком". Его мысль именуют его сыном, сыном человеческим и вторым человеком. Ниже их стоит св. Дух — первая жена и мать живущих. "Когда же впоследствии первый человек со своим сыном возвеселился о красоте Духа, т. е. жены, и озарил ее, то родил от нее нетленный свет, третьего мужа — Христа. Эти четыре божественные существа составили "истинную и святую церковь", или нетленный зон. Ниже божественных существ находятся отдельные стихии: вода, мрак, глубина и хаос, над которыми носится Дух — первая жена. Значит, рядом с миром света изначально соседствует хаос. При "озарении" первой жены отцом и сыном, от нее произошел не только Христос, принадлежащий к "правой стороне", но, вследствие чрезмерного переполнения, часть сил излилось и в "левую сторону", "имея орошение света". Из этих сил явилась Пруника, премудрость, муже-женское существо.
Она и является началом творения и движения, космогоническим принципом. Пруника нисходит в самые нижние воды и приводит их в движение. Материя устремляется к ней и к свету, находящемуся в ней, и образуется тело. Будучи крайне обременена материальным телом и боясь быть поглощенной низшим миром, Пруника, благодаря орошению света, поднимается в горний мир. Она создает из своего тела видимое небо, а потом, получив достаточную силу, и совсем отвергает это тело, которое получает название "жена от жены". В результате падения Пруники в материю явился сын — Ялдаваоф, который сам, в свою очередь, произвел сына; последний, подражая отцу, также родил сына, этот — еще сына и т. д. В итоге, последовательно явилось семь сыновей. Имена их очень характерны: Ялдаваоф, Иао, Саваоф, Адонеус, Элосус, Ореус ,Астонфеус. Между Ялдаваофом и происшедшими от него сыновьями начались "споры и брани за господство". Ялдаваоф, в отчаяньи и скорби, с вожделением посмотрел на материю, отчего родился сын, извивающийся подобно змее. Ялдаваоф, презирающий свою мать за то, что он произвел детей и внуков без ее помощи, радуясь и похваляясь, воскликнул: "Я отец и бог, и нет никого, кроме меня... придите, сотворим человека по образу нашему". При этом Ялдаваоф надеялся, что подвластные ему существа, вложив в человека свою силу, сами обессилят.
Однако, по внушению Премудрости, дело обернулось иначе. Шесть сыновей создали несовершенного человека, "чрезвычайно толстого и длинного, но умеющего только ползать — и привели его к Ялдаваофу. Последний, не догадавшись о замыслах Премудрости, вдохнул в него дыхание жизни, однако, сам при этом потерял значительную часть своей силы. А, между тем, человек получил ум и помышление, благодаря которым познал и возблагодарил "Первого человека". Желая обессилить'человека, Ялдаваоф создает для него жену Еву. Но Пруника, предугадав его замыслы, лишила жену силы, а потом при помощи змея, сына Ялдаваофа, склонила ее и мужа преступить заповедь Ялдаваофа. Последний в наказание изгоняет Адама и Еву из рая. Змей также изгоняется в дольний мир. Здесь он, по примеру отца, рождает шесть сыновей. Вместе с ним образуется седьмица - семь мировых демонов, которые враждебны людям, ибо из-за людей пострадал их отец».
Итак, что мы видим здесь? Ничего даже отдаленно похожего на библейское повествование. Взяты некоторые имена и замешаны в поразительную синкретическую кашу, исполненную всего и всех, даже более, чем ковчег праведного Ноя.
Но мы не видим здесь самого главного: идеи первородного греха и необходимости искупительной жертвы Христа. Он есть, но лишь по имени, никак не по функции. Кроме того, Иисус не есть Христос, по крайней мере, для большинства гностиков. Иисус есть некий совершенный человек, родной брат Иоанна, в которого сходит тот самый Христос и через него проповедует. Проповедует нечто противное Ильдабаофу и его архонтам и они его казнят. Но казнят они только Иисуса, ибо Христос, видя к чему идет дело, покидает его тело и пережидает это все на безопасном расстоянии. А потом воскрешает распятого Иисуса и дальше проповедует через него еще некоторое время.
Таким видели Христа те самые змеепоклонники-офиты-нахашиты. В концепции известнейшего римского гностика IIго века – Валентина Христос выведен несколько иначе. Он один из тех самых эонов плеромы. Но он покинул ее, устремившись за своей невестой Ахамот. Которая есть темная, страстная сторона Софии-Премудрости. Но Ахамот успела произвести (не очень понятно от кого) Демиурга. Произвела она его за пределами плеромы, ибо убегала от Христа. Демиург выросший вне равных себе духов, посчитал себя единственным и начал творить материальный мир. Такая вот штука. Но Христос и здесь не сын Бога Живого, Творца Веков и Миров, он один из многих эонов, который и в страшном сне не видит, как Он пригвождается к страшному крестному древу ради спасения человека.
Но был и другой гностицизм. И другой Христос. Гораздо более опасный, ибо гораздо более похожий на Христа Евангелий, на Того, Кого проповедали апостолы и Того, Кого исповедовали мученики. Но об этом изводе гнозиса мы поговорим в следующий раз.